НА ГЛАВНУЮ

 

 

Тесты для щенков.

 

 

Поведенческие и воспитательные тесты:

 

Цель существующих ныне тестов - попытаться предсказать индивидуальные черты характера щенка. Они имеют лишь относительную ценность, так как окружающая среда и воспитание оказывают огромное влияние на эволюцию поведения животного. В качестве собаки-компаньона лучше выбирать легко подчиняемых или склонных к нежности щенков. Зато рабочей собаке нужен скорее независимый характер. Напоминаем, что данные тесты относительно субъективны, так как на реакции щенка в возрасте семи недель уже оказали влияние и окружающая среда (условия разведения), и заводчик.

 

Тест Кэмпбелла.

Этот тест был предложен этологом из Калифорнии Уильямом Кэмпбеллом в 1975 г . для определения степени социализации щенка и отношений доминирования/подчинения. Тест состоит из пяти испытаний: два заключаются в наблюдении, три других требуют определенных действий. Щенков можно тестировать в возрасте 7 недель; каждое испытание длится около 30 секунд - столько времени достаточно двум незнакомым собакам, чтобы установить иерархическую связь. Тестирование проводится в незнакомом для щенка месте, в спокойной обстановке, поблизости не должны находиться предметы, провоцирующие щенка на игру. Все действия выполняются спокойно и не сопровождаются ни словами, ни поощрением.

 

Тест на привлечение.

 

Аккуратно опустив щенка на землю, отойдите на несколько метров, негромко хлопните в ладоши и проследите за поведением щенка.

0102

 

1. Он тут же бежит к вам, задрав хвост, начинает прыгать на вас и кусать вам руки.

2. Он тут же бежит к вам, задрав хвост, и начинает царапать вам руки своими лапами.

3. Он тут же бежит к вам и машет хвостом.

4. Он медленно приближается к вам, поджав хвост.

5. Он не подходит к вам.

 

Тест на ограничение.

 

 

Тест проводит незнакомый щенку человек. Уложите щенка на спину, положив руку ему на грудь, и удерживайте его в этом положении в течение 30 секунд, слегка поворачивая в одну или другую сторону. 03

 

1 . Щенок усиленно сопротивляется и кусается.

2. Щенок сопротивляется до тех пор, пока не получает свободу.

3. Щенок сначала сопротивляется, затем успокаивается.

4. Щенок не сопротивляется и лижет вашу руку.

 

Тест на способность следовать.

 

Тест проводят с каждым щенком отдельно, молча.

 

Встаньте рядом со щенком и медленно удаляйтесь, оставаясь в поле его зрения.

0405

 

1. Он немедленно следует за вами, задрав хвост, и кусает вас за ноги.

2. Он делает то же самое, но не кусается.

3. Он немедленно следует за вами, поджав хвост.

4. Он нерешительно следует за вами, поджав хвост.

5. Он не следует за вами и уходит.

 

Тест на стоячую позу.

 

Тест проводит незнакомый щенку человек.

 

Поместите руки щенку под грудь и поднимите его в стоячее положение. Продержите его в таком положении 30 секунд. 06

 

1. Щенок яростно сопротивляется, рычит и кусается.

2. Щенок сопротивляется, но не делает попыток укусить.

3.Щенок сначала сопротивляется, но затем успокаивается и лижет руки.

4. Щенок почти не сопротивляется, лижет руки.

5. Щенок реагирует непоследовательно: вначале выказывает признаки сопротивления и даже пытается укусить, но в следующий момент поддается принуждению.

 

Тест на подчинение.

 

Тест проводит незнакомый щенку человек.

07

Щенок лежит в позе сфинкса, человек давит ему на голову, одновременно поворачивая ее в сторону. Эта поза имитирует подставление горла нападающему противнику.

 

1. Щенок сопротивляется, царапается, переворачивается, рычит и кусается.

2. Щенок сопротивляется и переворачивается, стараясь поцарапать вас.

3. Щенок сначала сопротивляется, затем успокаивается и лижет вам руки.

4. Щенок переворачивается на спину и лижет вам руки.

5. Щенок уходит.

 

 

Результаты:

 

Большинство ответов 1:

 

доминантно-агрессивный (не рекомендуется в качестве компаньона, при правильной дрессировке может быть хорошей рабочей или сторожевой собакой).

 

Большинство ответов 2:

 

упрямый (рабочая собака, нуждающаяся в строгой дрессировке).

 

Большинство ответов 3:

 

стабильный и адаптируемый.

 

Большинство ответов 4:

 

склонный к подчинению (собака не вполне подходит для работы).

 

Большинство ответов 5:

 

заторможенный (не склонная к общению, непредсказуемая собака).

 

Иногда результаты могут оказаться противоречивыми. Тогда надо повторить тест; скорее всего, условия проведения (слишком молодой щенок, еда, стресс, сон...) были не совсем подходящими.

 

Тестирование помета по Томану.

 

Предлагаемые тесты предназначены для выявления предрасположенности

щенков помета к доминированию.

 

Щенки распределяются по четырем категориям:

- категория Л, <лидер>, вожак стаи;

- категория П, <преданные>, подчиненные собаки, т.е. послушные;

- категория О, <отстраненные>, равнодушные собаки;

- категория А, <асоциальные>, пугливые и строптивые собаки.

 

1. Щенки оказываются в незнакомом помещении. Мать достаточно удалена от помета, чтобы щенки не могли ее слышать. Заводчик тоже находится на значительном расстоянии. Тип Л не лает и исследует новое помещение спокойно. Тип П лает на Л и пытается втянуть его в игру. Тип О не двигается, выглядит потерянным, скулит, глядя вокруг; следует за другими. Тип А ходит кругами, скулит. Через несколько минут Л и П играют вместе, О пытается присоединиться к пим, но убегает при малейшей неудаче, А не участвует в играх и скулит.

 

2. Появление заводчика. При приближении заводчика А и О бегут к нему, П спокойно подходит, а Л про смотрит либо занимается своими делами.

 

3. Внос корма. Эта ситуация полностью меняю позицию щенков по сравнению с предыдущим тестом, Л и П начинают есть, даже если сыты, и нападают на А и О, когда те пытаются подойти. Заводчик вынужден часто вмешиваться, чтобы восстановить порядок и убедиться, что все смогут поесть.

 

4. Появление неизвестного предмета. Поблизости от щенков бросают предмет наподобие пластиковой бутылки, но так, чтобы не задеть их. Л бежит к предмету и начинает его кусать. П подходит осторожнее, затем вместе с Л начинает обследовать предмет и играть с ним. О напуган, он предпочитает держаться на расстоянии от предмета, может, поскуливая, даже отойти от него. Что же касается собаки типа А, то ее страх очевиден, она быстро убегает, скулит и не подходит к предмету даже через несколько минут.

 

5. Неожиданный звук. Когда раздается звук, Л поднимает голову, настораживает уши, направляет их в сторону, оставаясь при этом на месте. Остальные щенки в панике пытаются убежать. Если поместить в центре между щенками будильник и через две минуты заставить его звенеть, то только Л не сдвинется с места, он будет смотреть на будильник, а затем отправится его исследовать. П остановится первым и будет ждать реакции Л.

 

6. Заводчик остается со щенками, но не двигается. Щенки тотчас узнают его, но только О и А бегут к нему. П остается поблизости, а Л не реагирует на его присутствие.

 

7. Возобновление контакта с матерью. Заводчик все еще рядом. Л первым идет к матери, направляясь прямо к ее задним соскам (там больше молока), за ним следует щенок типа П и наконец О и А.

 

8. Кормление. В этой последней ситуации каждый должен иметь доступ к миске. Л не дерется, он спокойно ест до тех пор, пока не насытится, ни один из щенков не беспокоит его. П часто меняет место, но ест спокойно. Зато А и О постоянно ссорятся.

 

Эта серия тестов позволяет оценить щенка тому, кто хочет сделать из него рабочую собаку. Если будущий хозяин хочет, чтобы собака восприняла дрессировку, сохраняя необходимый минимум независимости, инициативы и способности к размышлению, он выберет, скорее, собаку типа Л, близкую к темпераменту 2 в тесте Кэмпбелла. Собаки типа П будут послушнее, склонны всюду следовать за хозяином, не проявляя инициативы; они близки к темпераменту 3 в тесте Кэмпбелла. Наконец, собаки типа О отлично подходят для роли компаньона и для жизни в семье; они близки к темпераменту 4 в тесте Кэмпбелла.

 

Тест с зеркалом Брето.

 

В возрасте от шести до восьми недель щенок начинает реагировать на свое отражение в зеркале, а в девять - десять недель интересоваться им. В этом возрасте мы можем привести щенка в помещение, где есть большое зеркало, в котором он сможет полностью себя увидеть.

Будем наблюдать за реакцией щенка, чтобы определить уровень его социализации.

 

Общительные, уравновешенные, уверенные в себе и доминирующие щенки проявят некоторую напряженность в связи с установлением иерархического положения. Щенок будет смотреться в зеркало, замирать на какое-то время, приближаться к зеркалу и отдаляться. Такие щенки по темпераменту относятся к типам 1 и 2 в тесте Кэмпбелла.

 

Другие щенки, столь же общительные, но скорее подчиненные и инфантильные, будут пытаться установить контакт со своим изображением, демонстрировать готовность к подчинению и приглашать к игре. Они редко и на короткое время замирают, пристально глядя на свое отражение, подходят и отходят. Эти щенки соответствуют темпераменту типа 3 или 4 в тесте Кэмпбелла.

 

Наконец, у неуравновешенных, необщительных и боязливых щенков мы наблюдаем продолжительные периоды неподвижности, нежелание смотреть на свое отражение. Щенки убегают от зеркала или рычат. Эти щенки соответствуют типам 1 или 5 в тесте Кэмпбелла.

 

Тест с ожившей игрушкой Кёйннека.

 

Согласно Кёйннеку, собака может отреагировать на появление нового предмета тремя способами:

- проявить интерес;

- проигнорировать;

- проявить неприятие.

 

Тест с ожившей игрушкой позволяет оценить характер щенка и организацию отношений человек - собака. Щенок помещается в незнакомую комнату без мебели. Исследователь ставит на пол двигающуюся игрушечную собачку и направляет ее в сторону щенка. Затем хозяин или хозяева, а также исследователь встают, образуя полукруг, и игрушка направляется в сторону одного из хозяев. Увидев игрушку, по форме и издаваемым звукам похожую на собаку, щенок ведет себя по-разному, например:

 

- отступает с лаем или без, нюхает под хвостом у игрушки, его мышцы напряжены, он выглядит взволнованным. Эта реакция считается нормальной;

 

- начинает угрожающе лаять, выглядит встревоженным; такой щенок считается не способным к жизни в городе;

 

- набрасывается на игрушку, толкает ее, кусает; такая особь представляет строптивый, а значит, опасный тип животных. Следует отметить, что со второго или третьего раза поведение щенка становится нормальным: собака стала воспринимать игрушку как надоевший предмет;

 

- ведет себя спокойно и разглядывает игрушку. Такого щенка будет просто обучать, но в нем сохранится некоторая склонность к независимости;

 

- прячется под стул или за него, выглядит испуганным и неуверенным. Этот тип поведения наблюдается у щенков, которые не приобрели достаточно опыта в раннем возрасте;

 

- убегает, испытывает сильное волнение, связь с хозяином очень слабая. Щенок труслив и способен подвести хозяина в любой момент;

 

- прячется возле хозяина или одного из хозяев. Это поведение выявляет истинную иерархию, показывает, кто в паре лидер;

 

- прячется за исследователем. Такое поведение указывает на плохие отношения между щенком и его владельцами.

 

 

Можно повторить тест со всеми щенками помета. Только доминирующий щенок с устойчивой психикой приблизится к игрушке. Если тест проводится в присутствии матери, все подчиненные щенки побегут прятаться к ней. Независимые щенки попытаются встать между матерью и игрушкой.

 

 

 

Page copy protected against web site content infringement by Copyscape