НА ГЛАВНУЮ

 

 

Социализация и формирование характера

 

Первый год жизни является решающим для развития собаки и в значительной мере отражается на всей последующей жизни. Каждое молодое животное в этот важный отрезок жизни в своем отношении к окружающему миру (людям, уличному движению, громкому шуму, собратьям по виду, кошкам и т.д.) формируется, или «социализируется», как это называют исследователи поведения. Если вы хотите воспитать общительное, добродушное, безопасное на улице животное, то должны брать его с собой повсюду и посвятить ему много времени. Все, что в этот период упущено, позже не удастся наверстать. Чем интенсивнее контакт между молодой собакой и владельцем, тем крепче будут доверительные отношения, и тем легче будет и воспитание.

Социализация — психологическая адаптация, процесс формирования социальных связей и взаимоотношений, направленных на создание комфортного существования собаки в окружающем мире.

Современный научный взгляд на взаимоотношения человека и собаки расходится с укоренившимся стереотипом «учитель-ученик», который привел ко множеству недоразумений и неудач. Основное отличие заключается в том, что в современном понимании собака действительно является личностью, равноправным партнером человека, только другого биологического вида, обладает выдающимися талантами, многие из которых превышают человеческие способности (быстрота реакций, сила и хватка челюстей, выносливость, бесстрашие, беззаветная преданность и многие другие).

Не следует настойчиво стремиться подчинить собаку себе, а напротив, надо попытаться понять собаку и через ее восприятие человека суметь стать понятым вашим меньшим другом. Только тогда можно говорить об использовании способностей собаки как полезного партнера в своих целях.

Начинающий владелец должен найти правильную дорогу к взаимопониманию и тесному контакту в общении с собакой. При этом с самого начала путь жестоких методов необходимо полностью исключить.

Жестокий хозяин, воспитывая собаку на свой вкус, создает собаку — отражение хозяина, представляющую несомненную угрозу обществу.

Периоды развития и формирования поведения щенка

Многие исследователи сложных процессов поведения щенка (Скотт, Фулер, Лоренц, Бивер, Шеффер, Альтхаус и др.) выделяют как основные следующие фазы развития:

•  новорожденности (1-2 недели жизни);

•  переходная (3-я неделя);

•  запечатления (4-7 недель);

•  социализации (8-12 недель);

•  ранжирования (13-16 недель);

•  становления стайных отношений (5-6 месяцев);

•  пубертатная (до наступления полового созревания).

Кроме того, Альтхаус отличает дородовые, пренатальные формы существования: находясь в идеальных и благоприятных условиях в утробе матери, надежно защищенные от внешних раздражений, через материнское кровообращение щенки могут подвергаться нежелательному воздействию (ядовитые вещества, газы, гормоны, медикаменты).

Фаза новорожденности

(неонаталъный, инфантильный период) — 0—14 дней

Щенки после родов воспринимают вкусовые и обонятельные ощущения в очень малом объеме и инстинктивно пытаются добраться до сосков простыми качаниями головы и круговым ползанием.

Но уже в этот период они отличают материнский запах и большей частью отвергают вполне теплые и покрытые шерстью муляжи. Глаза и уши еще закрыты, щенки в этот период довольно беспомощны, они способны только к выискиванию: разыскать источник питания и тепла, все реакции направлены исключительно на мать.

Сильные стрессы в этот период могут оказать пагубное влияние на поведение животного в будущем и явиться причиной психологических отклонений и срывов. В то же время осторожно вводимые раздражители (вспышки света, шумы, холод) могут оказать положительное воздействие: снизить раздражительность, увеличить сообразительность, позитивно сказаться на дальнейшем развитии щенка.

Мочеиспускание и дефекация в этот период возможны только благодаря массажу животика, наружных органов и анального отверстия щенка, который осуществляет мать путем активного вылизывания.

Тепло, массаж, питание и сон - это практически все, в чем нуждаются щенки в первые 3 недели жизни. Как правило, мать обеспечивает им это самостоятельно, покидая помет очень редко и на короткое время.

По тому, как быстро щенок находит сосок матери, как удерживается на нем, и по интенсивности сосания делают вывод о биотонусе щенка. Хороший биотонус обусловлен острым обонянием, такие щенки должны рассматриваться как селекционные. Более надежной оценкой последующего развития является ежедневная прибавка в весе.

При этом щенки с самым высоким весом при рождении не обязательно имеют большую ежедневную прибавку. При ежедневном контроле веса происходит первый физический контакт с человеком, связанный не только с обонятельными, но и с оборонительными реакциями.

Глаза открываются на 10—12-й день, однако только через несколько дней возможно слабое различение светлого - темного. В это время утрачивается сильно выраженная потребность в телесном контакте, завершается неонатальный период.

Переходная фаза

(фаза побуждения) — 15—21-й день

На третьей неделе жизни заметно совершенствуется зрение щенков. Одновременно появляются слуховые ощущения. Происходит также дальнейшее развитие и улучшение обоняния. Вид передвижения в этой фазе меняется.

Щенок постепенно строит более сложные модели поведения. Так как его мышцы постепенно становятся сильнее, он все увереннее приподнимается на лапах, пробует ходить и вскоре уже активно передвигается в пространстве. Начинают вырабатываться условные рефлексы, в играх проявляются некоторые поведенческие реакции, манеры поведения взрослой собаки: щенок кусается в борьбе, имитирует «охоту» и «расправу» с добычей, неуклюже мотая головой из стороны в сторону с зажатой в пасти «жертвой». Это может быть сосок матери или лапа, морда, шкура брата - сестры.

В этот период щенкам практически неизвестно чувство страха. Руки даже незнакомых людей доставляют им такую же радость и создают такой же комфорт, как и контакты с матерью или щенками - однопометниками.

Фаза запечатления (насыщения) — 4—7 недель

В этот период начинается качественно новый отрезок жизни: щенок очень хорошо видит и слышит, мозг его готов к действию, бурно развиваются моторные и сенсорные реакции.

Щенки теперь уже довольно часто покидают гнездо и выделяют кал и мочу за его пределами. Способность к обучению к этому времени велика, и щенков после пробуждения, сосания молока матери или прикармливания следует выпускать из их загона, чтобы поддерживать гнездо в чистоте. В это время начинается взаимная социализация щенков, проявляется игровой инстинкт и возникают первые ссоры, небольшие схватки. Удлиняется время бодрствования и игр.

Движения щенка более уверенные и маневренные, совершенствуется его вестибулярный аппарат и укрепляются мышцы. Это время активного запечатления, щенок без колебаний подходит к незнакомым объектам, чужим людям, другим животным. Воспринимая все больше внешних раздражителей, щенок должен понять, освоить, привыкнуть к ним.

В этот период щенок очень болезненно реагирует на экстремальные ситуации. Чтобы не нанести серьезный ущерб его психике (нервной системе), не следует отдалять малыша от помета и матери на продолжительное время и пытаться влиять на него, а тем более чему-то учить.

В то же время все более важным ориентиром для щенка становится заводчик.

В то время как мать думает об авторитете и сохранении субординации, щенки должны находить поддержку в завоевании окружающего мира у человеческого вожака. Здесь следует пожертвовать очень многим временем и все гда помнить о том, что для программирования памяти щенка допустимы максимально положительные связи со спутником по стае — человеком. Чем более тесный контакт поддерживается в это время, тем более открытым будет щенок по отношению к людям впоследствии.

В этот период особенно велика готовность к обучению, и все впечатления глубоко отпечатываются в памяти. Никогда больше в своей последующей жизни собака не будет так готова к восприятию, как сейчас. То, к чему она привыкнет за эти недели, навсегда останется для нее близким и даже определяющим. И, напротив, то, что она не узнает сейчас, позднее потребует от нее значительно больших усилий для постижения. В любом случае, она никогда не привыкнет к этому так органично и основательно.

Большинство заводчиков единодушны в том, что до седьмой недели не следует передавать щенков новым владельцам, за исключением тех случаев, когда, щенок сразу попадает в общество ровесников и заботливых, мудрых собак другого питомника, где будут сохранены все условия «материнского» и «братско-сестринского» общения.

С пятой недели у щенков начинается процесс коммуникализации со своими братьями и сестрами через совместный прием пищи и игры, в этот период закладываются основы лучшей или худшей уживчивости с товарищами по виду. Общаясь с себе подобными, щенок должен понять, что он собака, т.н. «идентификация» вида.

К началу пятой недели у них появляются инстинкты защиты (предмета или пищи) и преследования — первые признаки активных действий в организованной группе. Уже к возрасту шести недель в поведении щенков можно наблюдать проявления практически всех врожденных безусловных и ряда приобретенных условных рефлексов взрослого животного. Именно в этот момент фазы запечатления, периода формирования связей и взаимоотношений щенок приобретает и развивает первые навыки общения с себе подобными, устанавливает с ними определенные взаимоотношения.

Именно в фазе социализации важен разнообразный и длительный контакт с людьми (в том числе с детьми).

Еще в доме заводчика желательно познакомить щенка как можно с большим кругом людей, приучить его к человеческим рукам и голосу, играть и проводить первые занятия (с пяти-семи недель). Занятия должны обязательно соответствовать степени развития щенка, его индивидуальности и ни в коем случае не должны быть навязчивыми, неприятными, принудительными.

Желательно, чтобы занятия были ежедневными, но не очень продолжительными (15—30 минут). Игрушки для занятий должны быть привлекательными и безопасными для щенка, их следует часто менять, они должны вызывать оптическое и акустическое раздражение и живой интерес.

Если игра не вызывает интереса, ее следует прекратить. Постепенно в процессе игры щенка можно приучить к ошейнику и поводку, но не допускайте, чтобы поводок стал предметом для игр.

Фаза социализации (8-12 недель)

Расставание с матерью и однопометниками для лучшей адаптации к новому окружению и к новым хозяевам лучше всего в начале этой фазы. Щенок еще в стадии положительной тенденции к сближению, его готовность к обучению еще очень высока, и если правила для дальнейшего сосуществования в сообществе человек-собака определились, их следует сразу перенять новому владельцу, чтобы избежать последующего переучивания. У диких собак авторитарную власть присваивает кобель, у наших домашних собак это должен сделать человек.

Для развития собаки необходимо — и это способствует ее уверенности в себе — в самом начале новых отношений провести твердые границы. Это, однако, совсем не означает: больше никакой игры, только строгость и дрессировка. Но щенок ни в коем случае не должен решать, когда и сколько играть. Это должно зависеть от игровых заданий, которые при положительном исходе дают повод для щедрой похвалы.

Подчинения в истинном смысле слова на этой стадии, конечно, нет, но нужно следить за тем, чтобы приказы не только давались, но и выполнялись. Щенок должен научиться понимать, что команды должны надлежащим образом выполняться, что хозяина он обязан слушаться, если хочет получить признание.

Владелец должен пользоваться благоприятными моментами, чтобы показать щенку его привилегированное, но все-таки подчиненное человеку место.

Любая собака выше всего ценит человека, который придерживается строгих правил, последователен, при котором она чувствует себя уверенно. Собака не понимает непоследовательности; лишь снисхождение и любовь со стороны вышестоящего по рангу она оценивает как собственную победу, и тогда рано или поздно ставит вопрос иерархии, если располагает достаточным для этого честолюбием. Непозволительно ошибаться, когда собака поначалу очень часто пытается перепроверять запреты. Она их уже поняла и лишь проверяет, насколько мы последовательны.

Следует предупредить от дурной привычки при выращивании — чтобы приподнять щенка, нельзя хватать его за шкуру на загривке. Этот жест собака воспринимает как наказание, также, как хватание за морду. Правда, последнее, нежно выполняемое, у некоторых собак является приветственным ритуалом.

Постепенно человек должен рассматриваться не только как приятный друг для игр и баловства, но и как наставник, учитель, руководитель, вожак. И всегда нужно помнить, что это подчиненное положение собака никогда не будет оспаривать, если у владельцев хватит души, ума, справедливости, терпения и хитрости, чтобы быть как любимым компаньоном для всех игр и детских проделок, так и любимым наставником, любимым руководителем, любимым вожаком, в котором щенок, а затем и молодая собака, должны души не чаять.

Фаза социализации — это время, когда уже возможно и должно начинаться целенаправленное обучение первым навыкам. С восьмой недели, при правильном содержании и воспитании щенка в предыдущие периоды, молодая собака уже в состоянии что-то запоминать, вспоминать и принимать пусть пока еще простые решения. Это идеальный момент, чтобы научить щенка простейшим навыкам.

В начале целенаправленного «дошкольного» воспитания-обучения можно столкнуться с излишней склонностью щенка остро реагировать на негативные события, поэтому даже простейшая дрессировка должна осуществляться только через игру, убеждения и поощрения, но не через наказания и нудные принуждения.

Перенесенные в течение восьмой недели душевная или физическая боль, стрессы, страхи, так же, как и нерегулярные, бедные контактами занятия со щенком, могут в какой-то степени десоциализировать собаку, что заметно скажется на ее поведении в будущем.

Если в ходе занятий у щенка появляются дискомфорт, страх, нервозность и зажатость — это нарушает и тормозит развитие контакта, предрасположенность к обучению. Страх является основным и решающим вредным фактором, тормозящим и ограничивающим установление и налаживание новых социальных связей, расширение кругозора, искажающим психофизическое развитие собаки.

В период 8-12 недель щенка, как правило, отдают новому владельцу. При этом целенаправленные контакты и игры со сверстниками и взрослыми собаками должны быть продолжены новым владельцем.

Новый владелец должен теперь позаботиться и о том, чтобы щенок находился среди людей и собак, познакомился с уличным движением, смирился с ошейником и поводком. Однако малыша поначалу не следует таскать за собой повсюду в прямом смысле этого слова. Если он захочет, отпускаем поводок и идем в одиночку дальше. Потребность в контакте у щенка чаще всего столь сильна, что он чувствует себя брошенным в одиночестве, так что он сам догоняет хозяина. Все это ведет к тесной связи человек-собака. Такой особый талант молодой собаки, как старательный поиск или подноска брошенных хозяином предметов, следует усиливать и целенаправленно тренировать, чтобы позднее при дрессировке в этом не было необходимости. Любой щенок с мало-мальски нормальным поведением испытывает особую радость от игры в борьбу. Это следует поощрять в играх, бегстве, нападении, захвате «добычи». При этом вполне может доходить до некоторой грубости. Если определены границы любых форм игры или заданий, за их поддержанием нужно следить; так, сначала в игровой борьбе всегда следует оставлять моральным победителем собаку, при этом постепенно повышая требования.

Фаза ранжирования

(подростковый период) 13—16 недель

Это первая ступень юности. Начавшийся подростковый период характеризуется началом иерархизации, т.е. установлением рангов и взаимоотношений.

Основы характера, нрава, поведения молодой собаки к этому возрасту практически заложены, хотя процессы формирования и развития, созревания и становления продолжаются до тех пор, пока собаку можно будет с уверенностью назвать взрослой.

Но характер собаки пока еще пластичный, податливый. Такие нежелательные особенности поведения, как чрезмерная пугливость или агрессивность, до конца этой фазы развития еще могут в допустимых пределах корректироваться. Субординация должна быть определена, самое позднее, именно в этот период. Возможные с точки зрения собаки неясности она попытается истолковать по- своему. В нормальном случае собака признает содержащего ее человека старшим по рангу, если к этому времени ею приобретен соответствующий опыт. Исключение могут составить самоуверенные стойкие собаки с сильным инстинктом борьбы, которые, несмотря на правильное, последовательное воспитание, пытаются в этой фазе улучшить свою ранговую позицию. Это проявляется в различного рода неповиновении, таком, как соперничество из-за корма, рычание и оскаливание вплоть до истинно агрессивных действий, когда, например, хозяин или кто-либо другой приближается к корму или кости. Сюда относится так­ же облюбование определенных мест в доме и их отстаивание вплоть до нападения на кого-либо из членов семьи, ревнивое поведение. Часто на улице собака, а не вожатый определяет, куда пойти. Это может привести к неприятным последствиям, если сразу упорно не препятствовать слишком настойчивому поведению. В этих попытках достичь более высокого положения собака никогда не должна становиться победителем. Это последняя фаза для окончательного выяснения «табели о рангах» и для создания прочной основы гармоничного сосуществования человека и собаки.

Фаза стайного порядка (5—6 месяцев)

Если в фазе социализации намечаются пути будущих стайных отношений и выясняется иерархия, то здесь устанавливается твердое распределение между вожаком и стаей. Эти отношения сильнее и достигаются легче, если с позиции собаки они установлены психически и физически более сильным. Такому вожаку собака охотно предоставляет возможность командовать и радостно выполняет его приказы, ведь они, с одной стороны, представляют собой задания, которыми она уже владеет, с другой стороны, они делают возможным контакт. В этом случае для молодой собаки мир сохраняет порядок, она чувствует себя уверенно.

По-иному складываются взаимоотношения, если из-за чрезмерной непоследовательности действий человека у собаки возникает сильное сомнение по поводу превосходства первого. Конечно, не обязательно выяснять субординацию в борьбе. Но собака должна быть уверена в наличии у хозяина последовательности. Непоследовательное и неровное управление приводит ее к неуверенности, которая может окончиться неврозами. Прежде всего, потому, что в одном случае такой «вожак» допускает вседозволенность, в другом — практикует сверхстрогость. При нормальном общении в фазе социализации собака охотно подчиняется стайному порядку, иными словами, включается в стайный союз.

Пубертатная фаза

(до наступления половой зрелости)

С появлением детородной способности эта фаза заканчивается. У сук это происходит после первой течки (обычно 7—8 месяцев), которая в большинстве случаев проходит несколько слабо. Кобели обнаруживают окончание пубертатной фазы типичной трехногой стойкой при мочеиспускании, обучение этому тянется довольно долго, так как они должны овладеть новой «техникой». В этот период ранговый порядок может быть еще раз подвергнут сомнению, особенно кобелями. Помогает лишь немедленное выяснение ситуации.

Тогда же происходит созревание охранного инстинкта и защитного поведения. Защита собственной территории отчетливо выражена. Это, однако, еще не означает, что защитный инстинкт и инстинкт борьбы полностью развиты. Здесь они впервые вступают в действие и впоследствии нуждаются в определенном поощрении. Упражнения нужно дозировать таким образом, чтобы не наступало перевозбуждения. Собака всегда должна оставаться победителем без болевых воздействий, в том числе и в борьбе с мнимым преступником.

Приведенные отправные сроки стадий (ступеней) развития у каждой отдельной особи могут смещаться в ту или иную сторону.


 

Page copy protected against web site content infringement by Copyscape